|
|
|
|
|
|
|
|
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗДЕЛИИ
Стартовый компенсатор КС
Наименование изделия: компенсатор стартовый,
Обозначение: КС (компенсатор стартовый)
Тип: Компенсатор сильфонный стартовый
ТУ 3695-056-08629358-2000
НАЗНАЧЕНИЕ:
Стартовые компенсаторы КС предназначены
для компенсации температурного изменения
длины прямолинейных участков трубопроводов
тепловых сетей при подземном бесканальном
способе прокладки по методу с
предварительным напряжением.
Допускается применение стартовых
компенсаторов в районах со средней
температурой наружного воздуха наиболее
холодной пятидневки не ниже - 40°С. |
|
|
Габаритные размеры в зависимости от исполнения:
Компенсатор стартовый КС |
|
|
Компенсатор стартовый с условным
проходом:
50,65, 80, 100 мм. |
Компенсатор стартовый с условным
проходом:
125,150, 200, 250, 300, 400 мм. |
|
Условное обозначение |
Условный диаметр
DN
(D1)
мм |
Условное давление
Ру, МПа (кг/см2) |
Размеры мм |
Осевой ход
±λ
мм |
d |
D |
S |
КС
50-25-80 |
50 |
2,5 (25) |
57 |
98 |
3,5 |
80 |
КС
65-25-80 |
65 |
2,5 (25) |
76 |
121 |
4 |
80 |
КС
80-25-80 |
80 |
2,5 (25) |
89 |
146 |
5 |
80 |
КС
100-25-80 |
100 |
2,5 (25) |
108 |
159 |
5 |
110 |
КС
125-25-110 |
125 |
2,5 (25) |
133 |
168 |
5 |
110 |
КС
150-25-110 |
150 |
2,5 (25) |
159 |
210 |
6 |
110 |
КС
200-25-140 |
200 |
2,5 (25) |
219 |
250 |
7 |
140 |
КС
250-25-140 |
250 |
2,5 (25) |
273 |
325 |
8 |
140 |
КС
300-25-140 |
300 |
2,5 (25) |
325 |
402 |
8 |
140 |
КС
400-25-140 |
400 |
2,5 (25) |
426 |
480 |
8 |
140 |
|
|
УСТРОЙСТВО И
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Компенсатор КС |
|
Стартовый
компенсатор КС состоит из сильфона 1 с
патрубками 2 для приварки к трубопроводу.
Снаружи сильфон накрыт металлическим кожухом,
левая 3 и правая 4 половинки
которого имеют возможность перемещаться
относительно друг друга в осевом направлении.
Максимальное перемещение сильфонного стартового
компенсатора ограничено размером Emax,
соответствующим максимальному ходу сильфона на
сжатие.
Прямолинейная система труб монтируется со
стартовыми компенсаторами КС, расположенными через
определенные проектом интервалами. Вся траншея
засыпается грунтом за исключением тех участков,
где находятся стартовые сильфонные компенсаторы.
При первоначальном нагреве труб происходит их
удлинение, что приводит к сжатию сильфонов
стартовых компенсаторов. Наружные стальные
оболочки компенсаторов КС после нагрева свариваются
и после этого трубопровод работает как
предварительно нагретая система. Трубопровод
теперь зафиксирован в грунте и дальнейшие
температурные изменения будут преобразовываться
в допустимые напряжения в стенке стальной трубы.
После нескольких температурных циклов напряжения
стабилизируются. Пущенный в эксплуатацию
трубопровод защемляется в грунте, и в дальнейшем
перемещений температурного расширения не
происходит. |
|
МОНТАЖ
КОМПЕНСАТОРОВ |
Для того,
чтобы обеспечит правильное предварительное
напряжение трубопровода на стартовых
компенсаторах КС до монтажа должен быть установлен
Е-размер.
Е-размер - это расстояние от торца наружного
кожуха компенсатора до стоп-метки,
соответствующее температурному удлинению
расчетного участка трубопровода,
"обслуживаемого" одним компенсатором.
Величина Е-размера зависит от рабочей
температуры системы, температуры монтажа, длины
участка и других факторов и определяется в
соответствии с методиками проектирования
тепловых сетей с применением стартовых
компенсаторов.
Расчетный Е-размер не должен превышать значение
Emax, устанавливаемого на компенсаторы стартовые
сильфонные в состоянии поставки.
Установка на стартовом компенсаторе E-размера
производится монтажным приспособлением (в
комплект поставки не входит).
Закрепите сварными прихватками или фиксирующими
перемычками левый и правый кожух компенсатора с
тем, чтобы удержать предварительное сжатие в
процессе монтажа и гидравлического испытания
трубопровода.
Теперь компенсаторы сильфонные стартовые можно
вваривать между двумя трубами, при этом
проверяются отклонения соединения компенсатора с
трубопроводом:
допуск соосности патрубков Ду ≤200 не более 2мм
Ду > 200 не более 3,5 мм
допуск параллельности торцов патрубков – Змм
максимальный зазор между патрубками компенсатора
и трубопровода - 2мм
Перед укладкой плети в траншею должен быть
выкопан приямок под компенсатор стартовый
сильфонный осевой так, чтобы образовалось
достаточное пространство для заключительной
сварки и изоляции.
Производятся гидравлические испытания
трубопроводной системы.
Производится засыпка траншеи грунтом за
исключением приямков под стартовый компенсатор.
Непосредственно перед пуском трубопровода все
сварные прихватки или фиксирующие перемычки
срезаются дисковой шлифмашиной. Для обеспечения
свободного сжатия компенсатора удаляются все
заусенцы.
Производится нагрев трубопровода до расчетной
температуры, при этом срабатывают (сжимаются)
компенсаторы стартовые.
Выполняется сварка заключительного кольцевого
сварного шва, объединяющего левую и правую
половинки кожуха компенсатора. Сварка должна
производиться швом с полным проплавлением, катет
сварного шва должен соответствовать указанному в
таблице: |
Ду |
Катет сварного шва |
КС-50-25-80 |
4.5 |
КС-65-25-80 |
4.5 |
КС-80-25-80 |
5.0 |
КС-100-25-80 |
6.0 |
КС-125-25-110 |
6.0 |
КС-150-25-110 |
7.0 |
КС-200-25-140 |
7.0 |
КС-250-25-140 |
8.0 |
КС-300-25-140 |
8.0 |
КС-400-25-140 |
8.0 |
|
Перед
заключительной сваркой стыка следует убедиться в
том, что она будет производиться на участке
стоп-метки. Расстояние от стоп-метки до торца
наружного кожуха после срабатывания компенсатора
КС на должно превышать З мм. В противном случае
сварку производить запрещается и следует принять
все меры для обеспечения полного срабатывания
компенсатора (например: увеличить температуру
предварительного нагрева трубопровода).
Когда все стартовые компенсаторы КС заварены они
работают как обычный участок трубы. Все
последующие изменения температуры в системе
будут преобразовываться в допустимые напряжения
растяжения или сжатия.
На компенсаторы нанести тепло- и гидроизоляции,
произвести сборку системы контроля. Произвести
засыпку грунтом мест установки компенсаторов. |
|
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ |
Хранить и транспортировать
стартовый сильфонный компенсатор КС к месту монтажа
следует исключая возможность их механического
повреждения. Сбрасывать компенсаторы с кузова
автомобиля и в траншею теплотрассы запрещается. Строповку компенсаторов следует осуществлять за
патрубки.
При монтаже компенсаторов следует избегать
скручивающих и изгибающих относительно
продольной оси изделия нагрузок. Не допускается
нагружать компенсатор стартовый сильфонный КС
моментами или силами от массы труб, арматуры,
механизмов и других конструкций.
До монтажа следует проверить компенсаторы
стартовые на предмет отсутствия в гофрах
сильфона твердых частиц, окалины, земли и т.п.
Монтаж стартового компенсатора разрешается
производить при температуре воздуха не ниже
минус 30°С.
В процессе испытаний трубопровода с сильфонными
компенсаторами испытательное давление не должно
превышать 1.5 Ру.
Следует избегать воздействия на изделие
агрессивных сред. Не допускается
транспортировать через внутреннюю полость
компенсатора среды, вызывающие коррозию. |
|
Описание сильфонных компенсаторов |
Устройство
Сильфонный компенсатор КС – состоит из
сильфона (упругая осесимметричная
гофрированная металлическая оболочка,
способная растягиваться, сжиматься,
изгибаться или сдвигаться под действием
давления, температуры, силы или момента
силы), присоединительной и
ограничительной арматуры. Сильфонные
компенсаторы герметичны, вакуум-плотны и
температуростойки, надежны в
эксплуатации и не требуют обслуживания в
течение всего срока службы.
Компенсатор сильфонный (универсальный
или осевой) состоит из одного сильфона и
присоединительной арматуры: патрубков
или фланцев. Диаметры фланцев,
конструктивное исполнение
присоединительной и уплотнительной
поверхностей, размеры болтовой
окружности, диаметры и количество
болтовых отверстий определяются
стандартами на фланцы и конструктивным
исполнением трубопровода потребителя.
Для изготовления сдвигового или
сдвигово-поворотного компенсатора
применяется ограничительная арматура в
виде тяг. Такие компенсаторы могут
заканчиваться патрубками или фланцами,
оснащаться внутренними направляющими
патрубками и защитными кожухами.
Поворотный компенсатор оснащается
ограничительной арматурой в виде
одноплоскостных шарниров позволяющей
создать одноплоскостной поворотный
компенсатор, который в зависимости от
назначения оснащается патрубками или
фланцами, а так же внутренними
направляющими патрубками.
Карданный поворотный компенсатор
изготавливается с ограничительной
арматурой в виде шарниров. Как и
поворотные компенсаторы, в зависимости
от назначения оснащается патрубками или
фланцами, а так же внутренними
направляющими патрубками.
Компенсатор сильфонный стартовый: служит
для компенсации температурного
расширения трубопровода бесканальных
подземных теплосетей. Стартовый
компенсатор выполняет свою функцию
только один раз при первом разогреве
трубопровода, после чего производится
его фиксация сварным швом.
Материал сильфонов
Сильфонныйе компенсаторы изготавливаются
из тонколистовой рулонной нержавеющей
коррозионностойкой стали типа 08Х18Н10Т,
внутренние слои сильфонов могут
изготавливаться из углеродистой стали
типа 08КП. Материал присоединительных
патрубков и фланцев нержавеющая
коррозионностойкая сталь типа 12Х18Н10Т,
конструкционная сталь типа 12МХ,
сталь20, сталь 09Г2С и т.д.
Назначение
Применяются в качестве
компенсирующих монтажных элементов для
поглощения и уравновешивания
относительных перемещений определенной
величины и частоты, возникающих в
герметично соединенных конструкциях,
подвижных вводах в напорных резервуарах,
при температурных деформациях
трубопроводов транспортирующих горячие и
холодные среды (газ, жидкости, пар), для
присоединения напорных и всасывающих
трубопроводов к агрегатам (насосам,
турбинам, компрессорам, двигателям и
т.д.), установленным на эластичных
опорах, для снижения вибрационных
нагрузок. Компенсатор сильфонный
применяется в таких областях как:
топливно-энергетический комплекс;
коммунальное хозяйство; строительный
комплекс; энергетическое машиностроение;
металлургическая, угольная
промышленность; нефтехимическая
промышленность; судостроение,
кораблестроение; аэрокосмическая отрасль
и др.
В зависимости от назначения и условий
применения используются различные
конструктивные исполнения компенсаторов,
представляющие собой различные
комбинации сильфонов, присоединительной
и ограничительной арматуры, направляющих
патрубков и защитных кожухов.
Проводимые среды
Проводимые среды: пресная вода,
нефтепродукты, пар, газы, криогенные
продукты. Температура проводимых сред:
от минус 200°С до плюс 500°С. Скорость
жидких сред до 8 м/сек., газообразных до
120 м/сек. |
|
Стартовые компенсаторы также могут
иметь наименование: Стартовый
компенсатор СК |
|
|
|